Azərbaycan dilində

Роль разума ("акль") в Исламе

Довод: Достоверный хадис из книги "аль-Кафи" (Шейх аль-Кулейни).

Ислам будучи последней и самой совершенной небесной религией отводит огромное значение понятию “разум” (акль). Согласно Исламу (школа Ахл аль-Байт [a]) шариатские заповеди выясняются на основе: 1) Корана; 2) Преданий дошедших до нас от Пророка (с) и пречистых имамов (а); 3) Иджмы (собрания) ученых вокруг одного вопроса; 4) Разума (акль). Имеется множество достоверных преданий насчет важности использования "разума".

Шейх ал-Кулейни (ра) передает достоверных хадис в “аль-Кафи”:

أخبرنا  أبوجعفر محمد بن يعقوب قال: حدثني عدة من أصحابنا منهم محمد بن يحيى العطار، عن أحمد بن محمد، عن الحسن بن محبوب، عن العلاء بن رزين، عن محمد بن مسلم، عن أبي جعفر (عليه السلام) قال: لما خلق الله العقل  استنطقه ثم قال له: أقبل فأقبل ثم قال له: أدبر فأدبر  ثم قال: وعزتي وجلالي ما خلقت خلقا هو أحب إلي منك ولا أكملتك إلا فيمن احب، أما إني إياك آمر، وإياك أنهى وإياك اعاقب، وإياك اثيب

Передается от имама аль-Бакира (а): «Когда Аллах сотворил разум, Он устроил ему дознание, затем сказал ему: «Приблизься» и разум приблизился. Затем Он сказал ему: «Возвратись» и разум возвратился. Затем Аллах произнес: «Клянусь Своим могуществом и величием, Я не сотворил творение, которое было бы более любимо Мною, чем ты. И я в совершенстве наделил тобой лишь тех, кого люблю. Воистину, лишь посредством тебя Я повелеваю, и лишь посредством тебя запрещаю. Лишь посредством тебя Я наказываю, и лишь посредством тебя вознаграждаю».

“аль-Кафи”, Шейх ал-Кулайни (ра), 1/10, хадис №1

Достоверность хадиса:

1) Аллама Маджлиси (ра) в “Миратул-Укуль” (1/25) пишет: "Сахих (Достоверный хадис)."

2) Шейх аль-Бахбуди в “Сахих аль-Кафи” (1/1) пишет: "Сахих (Достоверный хадис)."

Примечание: Данный хадис имеет множество достоверных цепочек предания и многие ученые считают данных хадис за “хадис аль-гудси”.

 

Довод: Достоверный хадис из книги "аль-Кафи" (Шейх аль-Кулейни).

Шейх ал-Кулейни (ра) передает достоверный хадис в «аль-Кафи»:

أبوعبدالله العاصمي، عن علي بن الحسن، عن علي بن أسباط، عن الحسن ابن الجهم، عن أبي الحسن الرضا (عليه السلام) قال: ذكر عنده أصحابنا وذكر العقل قال:
فقال (عليه السلام): لا يعبأ بأهل الدين ممن لا عقل له، قلت: جعلت فداك إن ممن يصف
هذا الامر قوما لا بأس بهم عندنا وليست لهم تلك العقول فقال: ليس هؤلاء ممن خاطب الله إن الله خلق العقل فقال له: اقبل فاقبل وقال له: أدبر فأدبر، فقال:
وعزتي وجلالي ما خلقت شيئا أحسن منك أو احب إلي منك، بك آخذ وبك اعطي

В присутствии Имама ар-Ризы (а) были упомянуты его сторонники (шииты) и был упомянут ум. Имам произнес: «Не следует придавать особого значения религиозному человеку, не обладающему умом». Передатчик хадиса сказал ему: «Да буду я жертвой за тебя. Есть люди, которые принимают это положение (то есть имамат), и мы не замечаем в них недостатков, но они не обладают умом». Имам ответил: «Они не являются теми, к кому обращался Аллах. Воистину, Аллах сотворил разум и обратился к нему: «Приблизься» и разум приблизился. Затем Он сказал ему: «Возвратись» и разум возвратился. Затем Аллах произнес: «Клянусь Своим могуществом и величием, Я не сотворил чего-либо более лучшего и более любимого Мною, чем ты. Посредством тебя Я наказываю и одариваю».

«аль-Кафи», Шейх ал-Кулейни (ра), 1/28, хадис №32

Достоверность хадиса:

Аллама Маджлиси (ра) в «Миратул-Укуль» (1/25) пишет: "Мувассак (Надежный хадис)."

По материалам сайта www.313news.net
Опубликовано: 15 Марта, 2014  21:05 Просмотров: 1515 Печать
Все статьи