Azərbaycan dilində

Имамат в Сунне

Предание «Гадир Хум»

 

Одним из важнейших доказательств предводительства Имама Али (Да будет мир с ним) и остальных имамов над мусульманами после смерти Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и его род) является проповедь, которая была произнесена Мухаммадом (ДБАР) в 10-ом году хиджры в местечке Гадир Хум. По завершению обрядов хаджа, после того как мусульмане вышли из Медины, Посланник Аллаха (ДБАР) произнес проповедь перед всеми мусульманами, численность которых превышала сто тысяч человек. В соответствии с многочисленными преданиями, в тот день, по повелению Всевышнего Аллаха, Имам Али (ДБМ) был официально назначен на пост руководителя исламской общины.

Предания о проповеди Пророка Ислама (ДБАР) в Гадир Хуме являются одними из самых многочисленных исламских преданий, и упоминаются в трудах ученых обоих направлений. Али Асгар Ридвани, современный шиитский исследователь, приводит адреса более чем 350-ти суннитских книг, в которых упоминается данное событие. Среди всех подобных преданий выберем предание, которое упоминает в одной из своих книг Табари, известный суннитский ученый. В связи с этим он написал отдельный труд под названием «Аль-вилайа фи туруки ахадис аль-гадир». Итак, он приводит от Зейда ибн Аркама следующее:

 

     «После возвращения из хаджа Посланник Аллаха (ДБАР) остановился в местности под названием Гадир Хум. Время было полуденное, и стаяла сильная жара. Он дал приказ очистить местность, затем повелел совершить молитву. После этого Посланник Аллаха прочитал нам проповедь, в которой сказал:

«Всевышний Аллах ниспослал мне этот аят: «Эй, Посланник! Передай то, что ниспослано тебе от твоего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей»(Сура «Трапеза» аят 67) .

«Джибрииль дал мне указание от Аллаха сказать всем, что Али ибн Абу Талиб мой брат, мой наместник и заместитель, и ваш предводитель после меня. Я попросил Джибрииля освободить меня от этого, ибо знал, что богобоязненных мало, а тех, кто недоволен тем, что Али всегда рядом со мной, много. Если я захочу, то могу назвать их имена и показать их вам, но по своей милости я не снял с них покрывало, и не показал вам их подлинное лицо.

Но Аллах не будет доволен, пока я не скажу вам то, что было низведено мне об Али. Знайте же люди! Аллах сделал его для вас имамом и предводителем, повиновение ему сделал обязательным для вас. Значит, его приказ обязателен для исполнения. Всякий, кто противостоит ему, является проклятым. Слушайте люди и повинуйтесь! Аллах ваш покровитель, Али ваш имам и предводитель. После него, до Судного дня, имамы и руководители из его потомства. Знайте, нет ничего дозволенного, кроме того, что дозволил Аллах и Его Пророк, и нет ничего запретного, кроме того, что запретил Аллах и Его Пророк. Нет никаких знаний, которые бы Аллах не дал ему (Али) посредством меня. Так не отходите от него, и не оставляйте его! Он тот, кто наставит вас на истину, и он делает все посредством истины. Аллах не признает и не принимает ничего от того человека, который отвернулся от Али. Аллах отправит такого человека в огонь! Наказание мучительное и вечное.

Он (Али) лучший человек после меня, до тех пор, пока ниспосылаются блага от Аллаха и существуют Его творения. Всякий, кто будет противостоять ему, проклятый! Знайте, эти слова я привожу от Джибрииля, а он от Аллаха. Так пусть посмотрит каждый, что он уготовил себе на будущее. Учтите ясные указания Священного Корана, и не следуйте сходным по смыслу аятам, ибо никто не сможет разъяснить вам их значение, кроме того, чью руку я сейчас подниму».

Затем Посланник Аллаха (ДБАР) поднял руку Али и сказал: «Для каждого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем. Этот приказ об Али был ниспослан мне Аллахом. Знайте же, я передал вам повеление Аллаха, сказал об этом каждому из вас. Никому не дозволено быть предводителем, кроме него». Потом Посланник Аллаха (ДБАР) снова поднял руку Али, чтобы всем было видно, и сказал: «О люди, для всякого, кто поверил в меня и последовал за мной, это Али, мой брат, мой заместитель, наследник моих знаний, и мой наместник среди вас».

 

В других преданиях говорится, что Пророк (ДБАР) сказал в тот день: «Эй люди, свидетельствуете ли вы о единстве Господа, и что я Его раб и посланник? Что рай и ад истина, что Аллах воскресит мертвых и все это истина?» Все ответили: «Да, мы свидетельствуем, что все это истина». Пророк сказал: «Господи, будь свидетелем».

Затем он продолжил: «Я буду ждать вас возле райского источника, испив из которого никто и никогда не испытает жажды. Эй люди, будьте внимательны к двум драгоценным вещам, которые я оставляю после себя. Одна из них - Книга Аллаха. Держитесь крепко за Книгу Аллаха и не выпускайте ее из рук. Другая драгоценная вещь - мое семейство (ахль аль-байт). Всевышний известил меня о том, что эти две драгоценности никогда не разъединятся друг с другом, пока не присоединятся ко мне возле райского источника. Не опережайте их и не отставайте от них, ибо тогда вы погибните».

Затем Пророк взял руку Али и поднял ее вверх: «Поистине Аллах мой повелитель, а я повелитель правоверных, и я для правоверного выше, чем он сам. Для каждого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем. Господи! Будь другом тому, кто будет другом Али, и врагом того, кто будет врагом Али. Люби того, кто любит Али, и ненавидь того, кто ненавидит Али. Помоги тому, кто поможет Али, и оставь без помощи того, кто оставит без помощи Али».

Не успел Пророк закончить проповедь, как ему был ниспослан следующий аят:  «Сегодня отчаялись в вашей религии те, которые не уверовали. Но вы не бойтесь их, а бойтесь меня. Сегодня я довел до совершенства религию для вас, завершил вам свою милость, и удовлетворился Исламом как религией»(Сура «Трапеза» аят 3).

     Пророк произнес: «Аллаху Акбар. Аллах завершил ниспослание веры и сполна явил свою милость. Господь доволен моей пророческой миссией и руководством Али после меня».

 

Это предание, в подобном виде, или несколько иначе, или сокращенно, приводят Ахмад Ханбал в «Муснад», Бухари в «Тарих Кабир», Насаи в «Хасаис», Суюти в «Тарих хуляфа», Хайсами в «Маджма аз-Заваид» и множество других суннитских ученых.

Тирмизи, после упоминания этого хадиса, пишет: «Этот хадис хороший и достоверный». («Сунан» Тирмизи, Китаб Манакиб)

Хаким Нишабури, после того, как включил этот хадис в свой сборник, пишет, что он отвечает условиям и требованиям двух шейхов - Бухари и Муслима. («Мустадрак» Хаким Нишабури, т.3 стр.109)

Аскалани, в комментарии к «Сахих» Бухари пишет: «Этот хадис передали Тирмизи и Насаи. Путей, по которым дошел этот хадис, очень много. Его иснады достоверные и хорошие». («Фатх аль-Барии» Аскалани, т.7 стр.61)

Алуси в своем толковании Корана пишет: «Доказано, что Пророк (ДБАР) в Гадир Хуме сказал: «Для каждого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем». («Рух аль-Маани» Алуси, т.6 стр.61)

 

 

Некоторые суннитские ученые, такие как Ахмад Ханбал в «Муснад», Табари в «Джами аль-Баян», Фахр Рази в «Тафсир Кабир» и другие, упомянули о поздравлении сподвижников в адрес Али в связи с его назначением на пост руководителя мусульман: «После проповеди Пророк повелел мусульманам поздравить Али. Его поздравили и мужчины и женщины, среди них были Абу Бакр и Умар. Умар сказал: «Поздравляю тебя, сын Абу Талиба. Ты стал моим повелителем, и повелителем каждого верующего и каждой верующей».

 

Итак, из данной проповеди видно, что Посланника Аллаха (ДБАР) заботило будущее исламской общины, он постоянно думал о руководстве мусульман после своей смерти. И по приказу Всевышнего Аллаха руководителями всех мусульман были назначены Али (ДБМ) и остальные имамы из пророческого рода.

 

Претензии суннитов по поводу данного предания

 

Первая претензия:

 

Мы принимаем часть данной проповеди, но не принимаем другую ее часть по причине ее недостоверности. И слово «мауля», которую шииты переводят как «повелитель и предводитель», на самом деле несет в этом предании смысл «друг». Потому что этой проповеди предшествовала другая история. Посланник Аллаха отправил группу мусульман во главе с Али ибн Абу Талибом в Йемен. Некоторым сподвижником не понравилось то, как Али поделил трофеи. Вернувшись с Йемена, они (среди них были Барида и Халид ибн Валид) пожаловались Пророку на Али. Пророк сказал им, что Али прав и велел им не враждовать с ним. Это происшествие и послужило причиной того, что в Гадир Хуме Пророк прочитал проповедь, и призвал мусульман к дружбе по отношению к Али.

 

Во-первых, текст данной проповеди приведен с книг авторитетных суннитских ученых. Как уже было сказано ранее, огромное количество ученых суннитского направления привели это предание различными путями в полном или сокращенном виде. В этих книгах из текста самой проповеди без каких-либо дополнительных комментариев видно, что Пророк (ДБАР) назначил в тот день Имама Али (ДБМ) предводителем мусульман, это абсолютно очевидно. И множество этих ученых указали на достоверность данного предания. Поэтому говорить о недостоверности части проповеди, значит не признавать труды своих же ученых. Желающие могут обратиться к многотомному труду шиитского историка Амини «Аль-гадир», где собраны все адреса и источники этого предания в суннитских книгах.

 

Во-вторых, в некоторых книгах по истории Ислама говорится, что происшествие, связанное с недовольством некоторых сподвижников дележом трофеев Имамом Али (ДБМ), случилось намного раньше событий в Гадир Хуме и не имеет к нему никакого отношения. Посланник Аллаха (ДБАР) отправлял Имама Али (ДБМ) в Йемен два раза: первый раз в 8-ом году хиджры, а второй раз в 10-ом. Описываемое происшествие произошло в 8-ом году. Именно тогда некоторым мусульманам не понравилось то, как Имам Али (ДБМ) поделил трофеи, и по этой причине они пожаловались на него Пророку (ДБАР). Пророк (ДБАР) разозлился на них, и указал на правоту Али (ДБМ). После этого они пообещали, что больше никогда не будут возражать ему. А во время поездки в Йемен в 10-ом году хиджры никто не жаловался Посланнику Аллаха (ДБАР) на Имама Али (ДБМ). Возникает вопрос: Каким же образом происшествие 8-ого года хиджры может стать причиной проповеди в Гадир Хуме в 10-ом году, по истечении двух лет?

 

В-третьих, если допустить, что это происшествие случилось все таки в 10-ом году хиджры, то ведь Пророк (ДБАР) там же на месте дал ответ недовольным. Он указал на правоту Али (ДБМ) и три раза сказал: «Что вы хотите от Али?» Разве недостаточно того, что Пророк (ДБАР) сказал об этом самим жалующимся сподвижникам, которые были недовольны Али (ДБМ)? Зачем же для этого останавливать сто тысяч мусульман, абсолютное большинство которых даже не было в курсе этих событий, и говорить им о том, что Имам Али (ДБМ) разделил трофеи правильно, что вы не должны выражать недовольство, а должны быть его друзьями? Тем более если обратить внимание на тот факт, что стояла ужасная жара, и люди изнывали от нее. Может ли здравый рассудок принять то, что Посланник Аллаха (ДБАР) останавливает мусульман в такую жару, причиняя им огромное мучение, только для того, чтобы объявить о правоте Али (ДБМ) и неправоте некоторых из сподвижников?

 

В-четвертых, в соответствии с многочисленными преданиями, имеющимися в сборниках хадисов и толкованиях Корана обоих исламских направлений, причиной проповеди в Гадир Хуме является не происшествие в Йемене, а ниспослание 67-ого аята суры «Трапеза».

 

В-пятых, после произнесения проповеди в Гадир Хуме, Посланнику был ниспослан отрывок из 3-его аята суры «Трапеза», в котором сказано о том, что в это день религия стала совершенной. А совершенной она стала потому, что мусульманская община приобрела непорочных предводителей, которые после смерти Пророка будут наставлять и вести за собой мусульман, а не из-за того, что Посланник Аллаха (ДБАР) объявил Имама Али (ДБМ) другом верующих.

 

В-шестых, если причиной проповеди послужили возражения и жалобы на Имама Али (ДБМ), то почему в текстах проповеди, которые приведены во множестве суннитских книг, Пророк (ДБАР) не отвел от него  жалобы и возражения недовольных? Ни в одной из этих книг не говорится, что Пророк, например, сказал в тот день: «Эй люди, не жалуйтесь на Али по поводу дележа им трофеев». Или: «Он поступил правильно, и ваши недовольство и жалобы неуместны». Или: «Некоторые из вас жалуются на Али, но он поступил правильно, поэтому не проявляйте к нему недовольства и будьте его друзьями». Поэтому попытки предоставить слово «мауля» в значении «друг» являются лишь попытками убежать от очевидной истины.

 

В-седьмых, если слово «мауля» не упоминается рядом с каким-либо другим словом, указывающим на другое значение слова «мауля», то это слова имеет значение «предводитель и повелитель». В 62-ом аяте суры «Скот» сказано:

«Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Повелителю». В этом аяте слово «мауля» имеет значение «повелитель», так как рядом нет других слов, которые указывали бы на иное его значение.

В 15-ом аяте суры «Железо» слово «мауля» также имеет значение «повелитель, властитель»:  «Убежище ваше огонь, он ваш властитель, и скверно это возвращение».

 

В-восьмых, поздравление сподвижников, и другие слова и фразы, сказанные в тот день Посланником Аллаха (ДБАР), все это указывает на то, что Имам Али (ДБМ) в тот день был назначен предводителем мусульман. Если принять, что слово «мауля» не имеет здесь значения «предводитель», а имеет значение «друг», то эта проповедь теряет всякий смысл, и ни один разумный человек не примет ее.

 

Претензии суннитов по поводу данного предания

 

Вторая претензия:

 

Некоторые из мусульман говорят: «Мы принимаем это предание и убеждены в руководстве Али, но… после Усмана, третьего халифа.

 

Не существует никаких четких доказательств и указаний Посланника Аллаха (ДБАР) на руководство первых трех халифов, и наоборот, есть масса свидетельств о том, что руководителем мусульман после Пророка является Имам Али (ДБМ). Например, предание, где Пророк (ДБАР) сказал: «Али от меня, а я от него, и он предводитель всех верующих после меня».(«Сунан» Тирмизи, Китаб Манакиб; «Муснад» Ахмад Ханбал, т.4 стр.438)

В проповеди при Гадир Хуме Посланник Аллаха (ДБАР) не упомянул, что до Али (ДБМ) будут другие правители, а сказал о его руководстве сразу же после смерти Пророка Ислама (ДБАР). В той части проповеди, которая приводится у всех ученых, где говорится: «Для каждого, кому я являюсь повелителем, Али является его повелителем», сказано о том, что Али (ДБМ) является повелителем всех тех, чьим повелителем является Пророк (ДБАР), включая Абу Бакра, Умара и Усмана.

Помимо этого во многих источниках упомянуто поздравление в тот день сподвижников в адрес Имама Али (ДБМ). Например, некоторые из них сказали:  «Поздравляю тебя, сын Абу Талиба. Ты стал моим повелителем, и повелителем каждого верующего и каждой верующей». Этот факт еще раз указывает на то, что Имам Али (ДБМ) стал предводителем исламской общины сразу же после Посланника Аллаха (ДБАР).



Страница 1 из 812345»»»
По материалам сайта www.313news.net
Опубликовано: 28 Июня, 2009  12:56 Просмотров: 24633 Печать
Все статьи