Azərbaycan dilində

Имамат в Сунне

Предание «Сакалайн» (Две драгоценности)

 

Предание «Сакалайн» является одним из самых величайших и важнейших преданий в Исламе. В этом предании идет речь о будущем всей исламской общины, ибо в нем указан тот путь, следуя которому мусульмане всегда будут на истине. И оно указывает на то, что после смерти Посланника Аллаха (ДБАР), мусульмане обязаны следовать имамам из его непорочного семейства.

Предание «Сакалайн» передается более чем от 40-ка сподвижников. Редкий хадис передается от такого большого количества сподвижников. Уже одно это указывает на то, что Посланник Аллаха множество раз указывал на ту связь, которая существует между Кораном и его непорочным родом. Шиитские исследователи приводят адреса более чем 300 авторитетных суннитских произведений, в которых упоминается данный хадис.

 

Хаким Нишабури передает от Зайда ибн Аркама: «Между Меккой и Мединой Пророк зачитал проповедь и сказал: «Эй люди, я оставляю среди вас две драгоценности, и если вы будете следовать этим двум, то никогда не заблудитесь: Книгу Аллаха и мое семейство (ахль аль-байт)» («Мустадрак» Хаким Нишабури, т.3 стр.110).

 

Тирмизи приводит это предание от Джабира ибн Абдуллаха: «Во время Прощального хаджа Пророк зачитал нам проповедь и сказал: «Эй люди, я оставляю среди вас то, что если будете держаться за это, то вы никогда не заблудитесь. Книгу Аллаха и мое семейство» («Сунан» Тирмизи, Китаб Манакиб).

 

Ахмад Ханбал приводит это предание от Зайда ибн Сабита: «Посланник Аллаха сказал: «Я оставляю среди вас двух халифов: Книгу Аллаха и мое семейство. Они никогда не разделятся друг от друга и присоединятся ко мне возле райского источника» («Муснад» Ахмад Ханбал, т.5 стр.181).

 

Муслим также передает это предание от Зайда ибн Аркама: «Пророк в местечке Хум, между Меккой и Мединой, произнес проповедь и сказал: «Я оставляю среди вас две драгоценности. Первая из них это Книга Аллаха, в ней истинный путь, так держитесь за Книгу Аллаха. И мое семейство. И я напоминаю вам про мое семейство, я напоминаю вам про мое семейство» («Сахих» Муслим, т.7 стр.122).

 

В данном предании, которое Пророк (ДБАР) произносил перед мусульманами множество раз в различных местах, Коран и пророческий род (ахль аль-байт) сравниваются с двумя драгоценностями (или двумя халифами). Это сравнение указывает на их величие и на ту огромную роль, которую играют Коран и ахль аль-байт в судьбе Исламе и всех мусульман. Коран и семейство Пророка дополняют друг друга. Коран это закон, а 12 имамов из семейства Пророка это хранители закона, его толкователи и носители верного смысла.

Слова Посланника Аллаха «если будете держаться за них» или «если будете следовать им» указывают на необходимость следования и Корану и семейству Пророка. На абсолютное подчинение обеим драгоценностям.

Фраза «никогда не заблудитесь» гарантирует, что следование Корану и семейству Пророка (ахль аль-байт) есть истинный путь. Лишь следование и подчинение обеим драгоценностям защищает от заблуждения.

Слова Пророка «они никогда не разделятся друг от друга и присоединятся ко мне возле райского источника» указывают на то, что эти две драгоценности всегда вместе, и что их разделение друг от друга сводит с истинного пути. Поэтому та прочная связь, которая существует между Кораном и семейством Пророка, просуществует до Судного Дня. И это еще раз указывает, что следовать необходимо и тому и другому.

 

Это предание указывает так же на непорочность и непогрешимость Ахль аль-байт (семейства Пророка). Посланник Аллаха (ДБАР) слово «драгоценность» относит одновременно и к Корану и к своему семейству, и не делает между ними различий. Коран это книга, к которой не подходит ложь ни спереди, ни сзади. В Коране нет никаких ошибок, которые могут свести человека с верного пути. И если в точности выполнять все предписания Корана, то можно быть абсолютно уверенным в том, что находишься на истинном пути и все совершаешь в соответствии с предписаниями Аллаха. Точно такой же драгоценностью является и семейство Пророка. Так же как и Коран, они безгрешны и не могут ошибиться. Следование 12-ти имамам есть гарантия того, что человек находится на верном пути. Именно поэтому мусульмане-шииты следуют им во всех вопросах, ибо имамы продолжатели традиции Посланника Аллаха (ДБАР).

В некоторых преданиях сказано, что Посланник Аллаха (ДБАР), после того, как объявил Коран и ахль аль-байт двумя драгоценностями, сказал: «И я напоминаю вам про мое семейство, и я напоминаю вам про мое семейство». Он повторил эту фразу несколько раз. Таким образом он подчеркнул важность следования 12-ти имамам, он указал на их роль в Исламе. В некоторых вариантах данного предания Пророк (ДБАР) сказал: «Не обгоняйте их, ибо тогда вы заблудитесь. И не отставайте от них, ибо тогда вы погибните».

 

Коран это драгоценность, почитаемая всеми мусульманами. Но Коран это молчаливая книга без языка, и не может говорить. В Исламе существует множество течений, которые доказывают свои убеждения аятами Корана. Многие коранические аяты толкуются разными людьми в разных значениях, и каждый из них утверждает, что его толкование и является истинным толкованием. История и действительность наилучшие свидетели этому. Как же быть в таких случаях? В таких случаях необходимо обращаться ко второй драгоценности - к семейству Пророка Ислама, к 12-ти непорочным имамам, хранителям верного смысла Корана. И можно быть уверенными в том, что их толкование и есть тот самый смысл, который Всевышний Аллаха вложил в аяты Небесной книги.

 

Претензии суннитов по поводу данного предания

 

Первая претензия:

 

Большинство версий данного предания и их иснады не являются достоверными.

 

Данное предание и все его иснады являются абсолютно достоверными. Его передали огромное количество сподвижников и табиинов, а число суннитских ученых, которые привели его в своих трудах, не поддается счету. Этот хадис является одним из тех хадисов, известность и число передатчиков которых перешло все границы. Его передали такие ученые как Муслим, Тирмизи, Ибн Хаджар, Ахмад Ханбал, Насаи, Ибн Маджа, Хаким Нишабури, Табари, Ибн Саад, Табарани, Хайсами, Суюти, Дарами, Байхаки, Ибн Асир, Хафиз Аскалани, Кундузи Ханафи, Ибн Касир, Захаби и множество других суннитских ученых. И иснады всех версий данного предания также являются абсолютно достоверными. Ибо суннитскими учеными этими же путями, то есть посредством этих же передатчиков, были переданы другие хадисы. Для большей информации желающие могут обратиться к историческому труду Алламе Амини «Аль-Гадир» или к «Аль-мураджиат» Шарафуддина Мусави.

Причиной того, что многие суннитские ученые заявляли о недостоверности данного хадиса, или же того, что если они признавали его достоверность, то не заостряли на нем особого внимания, является следующее. Данное предание способно расшатать основы суннитского вероучения, ибо сунниты не следуют в вопросах религии непорочному семейству Пророка. Предание о двух драгоценностях обязывает всех мусульман следовать и за Кораном и за Ахль аль-байт. Но в практике мусульмане-сунниты следуют лишь за одной драгоценностью, а вместо второй драгоценности они выбрали иных людей. Поэтому утаивание данного предания, и пропаганда другой его версии, где сказано о следовании Корану и сунне, стало традицией многих ученых суннитского направления.

 

Претензии суннитов по поводу данного предания

 

Вторая претензия:

 

Под фразой Ахль аль-байт (семейство Пророка) подразумеваются жены Пророка и все остальные его родственники. На это указывает предание от Зайда ибн Аркама, переданное Муслимом в своем «Сахихе».

 

Во-первых, в том предании Муслима, где сказано, что жены и остальные родственники Пророка относятся к Ахль аль-байт, эту фразу говорит не Пророк, а от себя лично Зайд ибн Аркам. Посланник Аллаха (ДБАР) нигде и никогда не говорил ничего подобного. Поэтому утверждать о том, что жены и все остальные родственники Пророка относятся к Ахль аль-байт, вооружившись лишь мнением одного сподвижника, будет неправильно.

Во-вторых, в том же «Сахихе» Муслима, в той же главе, от того же самого Зайда ибн Аркама передается, что его однажды спросили: «Относится ли жена к Ахль аль-байт?» Он ответил: «Нет, так как возможно такое, что муж даст ей развод и она вернется к своему отцу». Таким образом, мы видим в «Сахихе» Муслима два предания от одного сподвижника, которые противоречат друг другу.

 

Как уже было сказано ранее, в статье «Имамат в Коране», выражение Ахль аль-байт Пророка (семейство Пророка, род Пророка, домочадцы Пророка) в исламской традиции относится лишь к 12-ти имамам и к Фатиме Захре, дочери Посланника Аллаха (ДБАР).

 

Огромное количество преданий, которые упоминаются в трудах суннитских и шиитских ученых, указывают на то, что во время жизни Пророка Ислама (ДБАР) к его семейству, то есть к Ахль аль-байт, относились лишь Фатима, Али, Хасан и Хусейн (ДБМ). Они и 9 остальных имамов и являются тем самым семейством Пророка, которых он сам обозначил как драгоценность, подобная Корану.

 

Во многих сборниках хадисов упоминается история о том, как Посланник Аллаха (ДБАР) и группа христиан из Йемена вели дискуссию, в которой христиане не принимали аргументы Пророка. В это время Аллах ниспослал 61-ый аят суры «Семейство Имрана». Пророк предложил христианам взаимное проклятие, на которое стороны должны прийти в сопровождении самых близких людей. В назначенный срок Посланник Аллаха (ДБАР) пришел в сопровождении Али, Фатимы, Хасана и Хусейна (ДБМ). Он сказал тогда: «Они мое семейство (ахль аль-байт)».

Эту историю приводят Муслим, Тирмизи, Хаким Нишабури, Суюти и многие другие, и она указывает на то, что при жизни Пророка к его ахль аль-байт относились лишь вышеупомянутые лица, и никто другой. Иначе Пророк пришел бы в тот день в сопровождении своих жен и других родственников.

 

Когда Посланнику Аллаха (ДБАР) был ниспослан 33-ий аят суры «Сонмы», он взял под накидку Али, Фатиму, Хасана и Хусейна, а потом сказал: «Воистину, Аллах желает лишь вас очистить от скверны, о ахль аль-байт (семейство Пророка), и очистить вас полностью» («Сахих» Муслим, т.7 стр.130).

 

Подобное предание приводит также Тирмизи: «Когда аят «Очищение» был ниспослан в доме Умм Саламы (жены Пророка), Пророк позвал Фатиму, Хасана, Хусейна, и Али стоял за его спиной. После этого он накрыл их своей накидкой и сказал: «Господи, они мое семейство. Удали от них скверну и очисти их полностью». Умм Салама спросила: «Эй Посланник Аллаха, я с ними?» Пророк ответил ей: «Ты на своем месте, и ты в благодати». («Сунан» Тирмизи, Китаб Манакиб; «Муснад» Ахмад Ханбал, т.6 стр.292)

 

В этом предании Посланник Аллаха (ДБАР) четко и ясно указывает своей жене, что та не относится к Ахль аль-байт. Когда Умм Салама задавала Пророку свой вопрос, она не имела в виду того, что отношусь ли я к твоей семье, являюсь ли я твоей женой, ибо она уже была его женой и членом его семьи. Она имела в виду, отношусь ли я к Ахль аль-байт, о которых говорится в данном аяте. И Посланник Аллаха (ДБАР) сказал ей: Нет, ты на своем месте», ибо Ахль аль-байт это непорочные предводители мусульманской общины, назначенные на этот пост самим Всевышним Аллахом. И ни жена Пророка, ни какой-либо другой его родственник не являются предводителями всех мусульман. Ими являются лишь те, которых обозначил сам Пророк. Такой же ответ Пророк давал и другим своим женам.

 

Суюти в «Джами ас-Сагыр» приводит следующее предание: «Однажды Пророк обратился к Фатиме, своей дочери: «Первым, кто присоединится ко мне из моего семейства (Ахль аль-байт), будешь ты, а первой из жен будет Зейнаб».(«Джами ас-Сагыр» Суюти, т.1 стр.168)

В этом хадисе Посланник Аллаха (ДБАР) еще раз четко проводит различие между своими женами и своим семейством (Ахль аль-байт), потому что жены и все остальные родственники это одно, а Ахль аль-байт (семейство, род, домочадцы Пророка) это совершенно другое.

 

Никто из родственников Пророка и его жен никогда не заявлял о своей принадлежности к Ахль аль-байт. Они были его родственниками и членами его семьи, но как было сказано ранее, Ахль аль-байт Посланника Аллаха в исламской традиции это не просто семья, а драгоценность, за которой необходимо следовать. И в этом значении к ним относятся лишь Фатима и 12 имамов, которые всегда указывали на свою принадлежность к Ахль аль-байт.

 

Допустим, утверждение о том, что жены Пророка и все остальные его родственники относятся к Ахль аль-байт, верно. В этом случае возникает множество вопросов относительно смысла предания о двух драгоценностях.

В чем смысл того, что Посланник Аллаха (ДБАР) объявляет своих жен и родственников драгоценностью, подобной Корану? Почему он говорит, что они никогда не разделятся от Корана и повелевает всем мусульманам следовать им? Какую роль играют жены Пророка и все его родственники в судьбе Ислама и в судьбе всех мусульман? Если это так, то каким образом мусульмане-сунниты следуют им? Что сунниты берут от них и как им подчиняются?

Однажды один из суннитов сказал, что Аиша, жена Пророка, передала множество преданий от своего мужа, и мы следуем этим преданиям. Но ведь многие сподвижники передали хадисов намного больше чем Аиша. Если критерием является количество переданных хадисов, то Пророку в этом случае надлежало бы сказать, что Абу Хурайра является драгоценностью. Ведь от него сунниты передают самое большое количество хадисов.

Помимо этого, если Аиша относится к Ахль аль-байт, то как же быть с Верблюжьей битвой, когда Аиша и Али (ДБМ) воевали друг с другом? Могут ли Аллах и Его Посланник приказать мусульманам следовать одновременно и за Али, так как он относится к ахль аль-байт, и за Аишей, потому что и она тоже относится к ахль аль-байт, и убивать друг друга? И могут ли представители Ахль аль-байт, являющиеся теми за кем обязаны следовать все мусульмане, разногласить и воевать друг с другом?

 

Претензии суннитов по поводу данного предания

 

Третья претензия:

 

Посланник Аллаха (ДБАР) не говорил: «Следуйте Корану и моему семейству». На самом деле он говорил: «Следуйте Корану и моей сунне», и это предание более верно, поэтому мусульмане-сунниты и следуют этому высказыванию Пророка Ислама.

 

Суннитское вероучение строится на основе предания «Следуйте Корану и сунне. Следуйте им, и вы никогда не заблудитесь». Постоянные ссылки на этот хадис стали причиной того, что большинство суннитов даже не сомневаются в его достоверности. Многие сунниты считают, что это предание обладает высшей степенью достоверности и занимает особое место во всех авторитетных суннитских книгах. Но на самом деле это не так, и данное предание является очень слабым.

 

Во-первых, это предание отсутствует в шести основных суннитских сборниках хадисов. В сборниках, составленных Бухари, Муслимом, Тирмизи, Насаи, Абу Даудом и ибн Маджей. Казалось бы, что предание о следовании Корану и сунне, которое является одним из краеугольных хадисов в суннитском вероучении, должно упоминаться в шести основных сборниках. Но его там нет. И наоборот, предание о следовании Корану и Ахль аль-байт присутствует в нескольких из этих шести сборников.

 

Во-вторых, самыми ранними книгами, в которых приводится предание о следовании Корану и сунне, являются «Муватта» Малика, «Сира» ибн Хишама и «Саваик» ибн Хаджара. Но во всех трех произведениях это предание не имеет полную цепь передатчиков, восходящую к самому Посланнику Аллаха (ДБАР). В хадисоведении такие предания называются «мурсаль», которые не имеют особой важности.

Также этот хадис приводят Хаким Нишабури в «Мустадрак», Байхаки в «Сунане Кубра» и Хатыб Багдади. Но в их цепочке передатчиков данного предания присутствуют лица, которые известны своей неблагонадежностью. Такие как Акрама ибн Аббас и Сайф ибн Умар. Помимо этого, вышеупомянутые ученые привели в этих же произведениях разными путями предание о следовании Корану и Ахль аль-байт.

Кроме перечисленных выше книг, предание о следовании Корану и сунне не упоминается в других авторитетных суннитских сборниках. Следовательно, это предание с точки зрения хадисоведения является слабым. Тогда как хадис о следовании Корану и ахль аль-байт приводят сотни суннитских ученых от множества сподвижников и табиинов, и он отличается высочайшей степенью достоверности. Есть повод для того, чтобы серьезно задуматься.

 

В-третьих, предание «Следуйте Корану и сунне» не является критерием в определении истинного пути. Несомненно, все мусульмане обязаны следовать сунне Посланника Аллаха (ДБАР). Но в реальности мусульмане разделены на различные течения, и все они утверждают о своей исключительной правоте и следовании сунне.

Салафиты говорят, что сунне следуем только мы. Шииты утверждают, что мы. Ашариты говорят, нет, истинной сунне следуем мы. То же самое говорят и другие течения. Все утверждают о своей правоте и следовании сунне, так кто же прав? Где гарантии того, что они идут за сунной?

А вот хадис «Следуйте Корану и Ахль аль-байт» и является тем критерием, при помощи которого можно познать истину и выбрать единственно верный путь среди множества путей. Следование семейству Пророка это и есть следование сунне Пророка, так как 12 имамов это продолжатели и хранители традиций Посланника Аллаха (ДБАР).

 

Следующий пример поможет лучше понять вышесказанное.

В первый день отец отправил своих детей на базар и сказал им: «Купите килограмм фруктов». Дети пришли на базар и начали спорить между собой. Один говорил, что надо купить килограмм яблок, другой говорил килограмм бананов, третий утверждал, что нужно взять килограмм персиков. Ни один из них не уступал другому, и вскоре их спор перешел в драку.

На следующий день отец снова отправил детей на базар и сказал им: «Купите килограмм яблок». Дети пришли на базар и без каких-либо споров и драк приобрели килограмм яблок.

 

Предание о следовании Корану и сунне подобно словам отца, который сказал детям: «Купите килограмм фруктов». А мусульмане относительно сунны Пророка подобны детям, которые спорят между собой и не могут договориться, какие же фрукты купить.

А предание о следовании Корану и ахль аль-байт подобно словам отца, который сказал детям: «Купите килограмм яблок». Также как дети без раздоров купили яблоки, также и мусульмане имеют тот критерий, по которому очень легко определяется истинная сунна Посланника Аллаха (ДБАР).



Страница 5 из 8«««12345678»»»
По материалам сайта www.313news.net
Опубликовано: 28 Июня, 2009  12:56 Просмотров: 26364 Печать
Все статьи