Azərbaycan dilində

Имамат в Сунне

Предание «Подобие»

 

Это предание имеет широкую известность среди мусульман и отличается высокой степенью достоверности среди хадисоведов.

Посланник Аллаха (ДБАР) сказал, обращаясь к Имаму Али (ДБМ): «Ты по отношению ко мне, подобен Харуну по его отношению к Мусе».

     В другой версии этого предания Пророк (ДБАР) сказал: «Ты по отношению ко мне, подобен Харуну по отношению к Мусе. С той разницей, что после меня пророков больше не будет».(Ибн Саад в «Табакат», т.3 стр.23; Ахмад Ханбал в «Муснад» х.1550; Тирмизи в «Сунан», китаб Манакиб; Ибн Маджа в «Сунан», т.1 стр.45; Муслим в «Сахих» т.4 стр.30)

 

В данном предании Посланник Аллаха (ДБАР) уподобляет отношение к нему Имама Али (ДБМ) отношению пророка Харуна (ДБМ) к пророку Мусе (ДБМ). Для того чтобы в полной мере стало понятным отношение Имама Али к Пророку Ислама, необходимо узнать, какое же положение занимал Харун по отношению к Мусе. Для этого обратимся к Священному Корану.

 

  В Коране говорится о мольбе пророка Мусы к Аллаху: «(Господи) назначь мне помощника из моей семьи, брата моего Харуна. Умножь благодаря ему Силу мою. И позволь ему разделить со мной мою миссию» (Сура «Та-Ха» аяты 29-32). Всевышний Аллах внял мольбам своего пророка и ответил ему: «О Муса, ты уже получил то, что попросил» (Сура «Та-Ха» аят 36).

 

Пророк Муса (ДБМ) просит Всевышнего Аллаха назначить Харуна (ДБМ) его помощником. В аяте используется слово «вазир» и оно имеет более широкое значение, чем просто помощник. Оно означает министр, управитель от имени руководителя. Харун, в соответствии с этими аятами, становится помощником Мусы и правителем от его имени над иудейской общиной. Аллах укрепил пророка Мусу  его братом, и сделал последнего его соучастником в деле наставления людей на путь истины.

Точно также Имам Али является правителем от имени Посланника Аллаха и его помощником. Аллах укрепил Мухаммада (ДБАР) при помощи Али (ДБМ). Аллах сделал его соучастником Мухаммада (ДБАР) в деле наставления человечества на путь истины и приближения к Аллаху. С той лишь разницей, что Харун является пророком, а Имам Али не является им.

 

Этот хадис указывает на руководство Имама Али (ДБМ) над мусульманами. На обязательность подчинения приказам Имама Али, так же как и приказам Посланника Аллаха (ДБАР). На превосходство Имама Али (ДБМ) над всеми сподвижниками. Этот хадис показывает, что Имам Али подобен Посланнику Аллаха (ДБАР) так же, как два пророка подобны друг другу. Что может быть выше той степени, которую занимает Имам Али? Ведь в многочисленных преданиях Посланник Аллаха говорил о том, что он и Али подобны друг другу: «Али от меня, а я от него»(«Сахих» Бухари, т.3 стр.242; «Сунан» ибн Маджа, т.1 стр.57).

 

Претензии суннитов по поводу данного предания

 

Первая претензия:

 

Этот хадис был сказан Пророком перед походом мусульман на Табук. Посланник Аллаха (ДБАР) оставил Али (ДБМ) заместителем в свое отсутствие. Али спросил: «Неужели ты оставишь меня с женщинами и детьми?» Пророк ответил ему: «Разве ты не доволен тем, что по отношению ко мне, ты подобен Харуну по его отношению к Мусе?» Так это предание приводит Бухари. Таким образом, это относится только к тому времени, когда Пророк отправился в поход на Табук, а Али остался его заместителем в Медине.

 

Во-первых, каждый человек, впервые прочитавший это предание в «Сахих» Бухари, понимает его в том значении, что Имам Али (ДБМ) по отношению к Пророку (ДБАР) подобен Харуну (ДБМ) по отношению к Мусе (ДБМ) не только во время отсутствия Пророка в Медине, а постоянно, беспрерывно. Нет никаких оснований говорить, что это подобие существовало лишь в течении короткого времени, во время похода мусульман на Табук. Это всего лишь утверждение, не подкрепленное ничем.

 

Во-вторых, в суннитских книгах присутствует множество преданий, указывающих на то, что Посланник Аллаха (ДБАР) говорил эти слова не только перед отправкой на Табук, но и в других местах, в другое время. Например:

В день битвы Хейбар.

В дни, когда появились на свет Хасан (ДБМ) и Хусейн (ДБМ).

Во время заключения братского союза между мусульманами, когда каждый человек заключал братский союз с другим. Тогда Пророк Ислама (ДБАР) заключил братский союз с Имамом Али (ДБМ).

В доме Умм Саламы, одной из жен Пророка.

В тот день, когда Посланник Аллаха (ДБАР) повелел закрыть двери домов всех сподвижников, которые непосредственно выходили в мечеть. Кроме двери дома Али (ДБМ) и Фатимы (ДБМ).

Подобные предания приводят Ахмад Ханбал, Табарани, Хайсами, Насаи, ибн Асакир и другие.

 

Претензии суннитов по поводу данного предания

 

Вторая претензия:

 

Некоторые сунниты обвиняют шиитов в том, что будто бы последние уподобляют Имама Али (ДБМ) Харуну (ДБМ) в пророчестве.

 

Шииты во все времена были убеждены в том, что Мухаммад (ДБАР) последний посланник от Аллаха, и после него пророков больше не будет. Несостоятельность данного обвинения становится очевидной после того, как мы посмотрим еще раз на это предание. После того, как Посланник Аллаха уподобил Имама Али Харуну, он сказал про это подобие: «С той разницей, что после меня пророков больше не будет».Имам Али подобен Посланнику Аллаха не в пророчестве и донесении откровений, а в руководстве исламской общиной и наставлении людей на путь истины.



Страница 4 из 8«««12345678»»»
По материалам сайта www.313news.net
Опубликовано: 28 Июня, 2009  12:56 Просмотров: 25288 Печать
Все статьи