Azərbaycan dilində

Имамат в Коране

Аят «Правление», Сура «Трапеза» аят 55
 
«Поистине, вашими предводителями являются только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и дают очищение, и они поклоняющиеся».
 
     Этот аят Священного Корана является одним из ясных доказательств предводительства Имама Али (Да будет мир с ним) над всеми мусульманами, и что именно он является предводителем исламской общины после смерти Посланника Аллаха (Да благословит Аллах его и его род). Сам Посланник Аллаха (ДБАР) множество раз говорил: «Поистине, Али от меня, а я от него. И он повелитель каждого верующего после меня». («Сунан» Тирмизи, Китаб Манакиб)
В другом хадисе от Пророка Ислама сказано: «Я завещаю каждому, кто уверовал в мою пророческую миссию, придерживаться после меня руководства Али ибн Абу Талиба». («Маджма аз-Заваид» Хайсами, т.9 стр.108)
 
     Практически во всех шиитских и суннитских комментариях к Корану, и во многих сборниках хадисов, приводится предание о том, что 55-ый аят суры «Трапеза» был ниспослан Пророку (ДБАР) в связи с поступком Али ибн Абу Талиба (ДБМ).
 
     Суюти в «Дурр аль-Мансур» приводит хадис от ибн Аббаса:
«Али совершал намаз и находился в поясном поклоне. В это время один нищий попросил помощи. Али, находясь в поясном поклоне, указал на свой перстень и отдал его нищему. Пророк спросил нищего: «Кто дал тебе перстень?» Нищий указал на Али, и в это время был ниспослан этот аят». («Дурр аль-Мансур» т.2 стр.293)
 
     Фахр Рази в своем тафсире передает хадис от Абу Зарра:
«Мы собрались в мечети, чтобы прочитать полуденный намаз. В это время нищий попросил помощи. Али, находясь в поясном поклоне, указал ему на свой палец с кольцом. Нищий подошел к Али, и на глазах у Пророка снял кольцо с его руки. Пророк обратился к Аллаху с молитвой: «О Аллах, дай мне заместителя из моего семейства и подкрепи меня им». Абу Зарр говорит: «Клянусь Господом, не успел Пророк сказать это, как ему был ниспослан данный аят». («Тафсир Кабир»т.12 стр.26)
 
     Это предание, относительно того, что данный аят был ниспослан в связи с поступком Имама Али (ДБМ), привели также Табари, Насаи, Замахшари, ибн Касир, Хаким Нишабури и множество других суннитских ученых.
 
     Данный аят настоятельно утверждает, что предводителями всех верующих являются только Аллах, Его Посланник, и лишь те верующие, кто дает очищение во время молитвы. А во всей истории Ислама лишь Имам Али (ДБМ) дал милостыню нищему во время совершения молитвы, и никто другой не совершил подобный поступок, который был упомянут и одобрен Всевышним Аллахом в Коране. В соответствии с этим божественным аятом, предводительство и руководство Имама Али (ДБМ) над мусульманами такое же, как предводительство Аллаха и Посланника Аллаха (ДБАР). То есть абсолютное повиновение со стороны верующих, их беспрекословное и безоговорочное подчинение, без малейших претензий и сомнений.
 
Претензии по поводу толкования аята
 
Первая претензия:
 
     Некоторые несогласные переводят слово «вали», которые толкователи Корана переводят как «предводитель», в значении «друг и помощник». По их словам в этом аяте речь не идет о предводительстве над мусульманами, а идет речь о дружбе и помощи. И смысл аята получается следующий: «Поистине, вашими друзьями (помощниками) являются только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и дают очищение, и они поклоняющиеся».
 
 
     Несостоятельность данного утверждения становится очевидна после небольшого рассмотрения смысла самого аята. В нем употреблено слово «иннама», которое в арабском языке несет значение «поистине только». Если допустить что в этом аяте говорится не о предводительстве, а о дружбе и помощи, то получается, что другом и помощником мусульман являются только те верующие, которые дают очищение во время молитвы. Выходит, что если кто-то из мусульман не даст милостыню во время совершения молитвы, то он никогда не будет другом и помощником других верующих, смысл получается именно такой.
     Но этот смысл противоречит Священному Корану. Всевышний Аллах говорит: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» («Покаяние» аят 71). Независимо от того, дают ли мусульмане милостыню во время молитвы или нет, они всегда остаются друг для друга друзьями и помощниками.
Поэтому единственно верное значение слова «вали» в этом аяте именно «предводитель».
 
Вторая претензия:
 
         В этом аяте верующие, которые совершают молитву и дают очищение, упомянуты во множественном числе. Каким образом можно отнести данный аят к одному Али ибн Абу Талибу?
 
 
     Во-первых, просмотрев толкования Корана и сборники хадисов ученых обоих исламских направлений, не остается никакого сомнения в том, что данный аят был ниспослан лишь в связи с одним человеком, и им является Имам Али (ДБМ). Огромное количество исламских преданий указывает, что лишь он дал милостыню нищему во время совершения молитвы, и никто другой.
 
     Во-вторых, в Священном Коране единственное лицо очень часто описывается множественным числом. Это делается или для указания величия этого лица, или для подчеркивания значимости какой-либо темы. Например, во многих аятах Аллах говорит о себе «Мы», а не «Я».
     В 173-ем аяте суры «Семейство Имрана» сказано: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Обратившись к комментариям Корана мы видим, что под людьми здесь подразумевается лишь один человек, которого звали Наъим ибн Масъуд.
     В 11-ом аяте суры «Трапеза» говорится: «О те, которые уверовали! Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда люди вознамерились протянуть к вам свои руки, но Он убрал от вас их руки». Также как и в предыдущем примере, под людьми в данном аяте подразумевается один человек, который поднял меч и хотел ударить им Пророка Ислама (ДБАР). Но Аллах не дал ему сделать это.
     В 61-ом аяте суры «Семейство Имрана» говорится: «Скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих». По единодушному мнению всех комментаторов Корана под фразой «наших женщин» подразумевается лишь одна Фатима (ДБМ), дочь Посланника Аллаха (ДБАР).
 
     В-третьих, в данном аяте подчеркивается величие Имама Али (ДБМ). В день битвы у рва, когда Имам Али (ДБМ) вступил в схватку с богатырем неверных, которого испугались многие мусульмане, Посланник Аллаха (ДБАР) сказал насчет Али: «Вся вера выступила против всего неверия».

 

Третья претензия:
 
         В этом аяте говорится о выплате обязательного закята. Разве верующий должен ждать наступления молитвы, чтобы во время ее совершения выплатить положенный закят? И откуда у Али ибн Абу Талиба взялось имущество, количество которого достигало суммы, с которой положено выплачивать закят? Ведь всем известно, что он был беден.
 
 
     Выплата обязательного закята вменилась в обязанность мусульман только в Медине, после переселения туда Посланника Аллаха. Но во многих аятах Корана, которые были ниспосланы в Мекке, до переселения мусульман в Медину, также говорится о закяте. Например, 3-ий аят суры «Муравьи», 4-ый аят суры «Лукман», 7-ой аят суры «Разъяснены». И в этих аятах речь идет не об обязательном закяте, а о желательном, то есть о милостыне. Таким образом, использование в Коране слова «закят» не всегда означает выплату обязательного закята, но иногда означает милостыню и благотворительность.
     Правильно, что Имам Али (ДБМ) был беден, но это не значит, что в его распоряжении никогда не было значительного имущества. Он имел прибыль с военных трофеев и помимо этого зарабатывал своими руками, и полученную прибыль раздавал нуждающимся мусульманам. А то кольцо, которое Имам Али (ДБМ) дал нищему, не было дорогим кольцом, а было небольшим серебряным колечком.
 
Четвертая претензия:
 
         Истинный и искренний верующий во время совершения молитвы забывает обо всем на свете, и все свое внимание сосредотачивает только на Аллахе, и не замечает ничего вокруг себя. Неужели можно поверить в то, что Али ибн Абу Талиб, благочестивый раб Аллаха, совершая молитву, мог услышать голос нищего и дать ему милостыню?
 
 
     Действительно, искренний верующий во время молитвы должен полностью сосредоточить свое внимание на поклонении Аллаху, но это не значит, что он не должен замечать происходящее вокруг себя.
 
     Во-первых, многочисленные и достоверные хадисы указывают на то, что Имам Али (ДБМ) действительно дал милостыню во время совершения молитвы. И ниспосланный по этому случаю аят не считает этот поступок минусом для него, а наоборот, возвеличивает и возводит его до степени предводителя всех мусульман.
     Во-вторых, сам Посланник Аллаха (ДБАР), являющийся наилучшим из всех людей, совершая молитву, не переставал замечать происходящее вокруг себя. В сборнике Навави «Сады праведных», который является одним из самых авторитетных книг в суннитском мире, приводится следующий хадис. Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Поистине, становясь на молитву, я хочу проводить ее долго, но когда слышу плач ребенка, то сокращаю ее, не желая доставлять затруднения его матери». («Сады праведных» Навави, хадис №231, со ссылкой на Бухари)
     Если во время совершения обязательной общественной молитвы сам Пророк Ислама (ДБАР) слышит голос плачущего ребенка, то является ли существенной и разумной претензия относительно того, что Имам Али (ДБМ) услышал голос нищего во время совершения желательной молитвы?
 
Пятая претензия:
 
         Дача милостыни во время молитвы нарушает молитву, поэтому верность этой истории сомнительна.
 
 
     Нигде не сказано о том, что указание другому человеку на свое кольцо нарушает молитву. Эта история абсолютно достоверна, иначе зачем огромное количество и шиитских и суннитских ученых привели этот хадис в своих трудах. Если бы этот поступок нарушал молитву, то Имам Али (ДБМ) никогда бы не совершил его, а Посланник Аллаха не похвалил бы его за это действие.
     В молитвенной практике обеих исламских школ существует множество случаев, когда разрешается делать некоторые движения во время молитвы. Например, разрешается очистить одежду или тело от скверны, если во время молитвы они запачкаются ею. Или же при опасности укуса змеи или скорпиона, разрешается убить их. И еще множество других случаев, которые подробно изложены в книгах по исламскому праву.
 
«Поистине, вашими предводителями являются только Аллах, Его посланник и верующие, которые совершают молитву и дают очищение, и они поклоняющиеся».
 
     Таким образом этот аят указывает на то, что власть над исламской общиной после ухода Посланника Аллаха (ДБАР) в иной мир принадлежит Имаму Али (ДБМ). И он достоин руководить и наставлять мусульман после Пророка Ислама (ДБМ), ибо он является непорочным, наиболее благочестивым, самым знающим и смелым.
     Посланник Аллаха в одном из преданий сказал: «Тот, кто хочет жить как я, и умереть как я, а после смерти поселиться в вечном Раю, который приготовил Господь, должен признать руководство Али и его потомков. Они никогда не собьют вас с пути истины, и не введут в заблуждение. Горе отрицающим их превосходство».(«Мустадрак» Хаким Нишабури, т.3 стр.121)


Страница 1 из 1112345»»»
По материалам сайта www.313news.net
Опубликовано: 28 Июня, 2009  11:18 Просмотров: 29194 Печать
Все статьи