Azərbaycan dilində

Обладатели власти с точки зрения шиитов и суннитов

Раздел пятый

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Рассматриваемая в этой главе тема, непосредственно, относится к критике шиитской точки зрения на аят «обладатели власти», а также ответ на эту критику. Достойно внимания, пожалуй, то, что убеждение суннитов относительно «Обладателей власти» по сути, является критикой шиитской точки зрения.

 

Первая критика шиитской версии обладателей власти

 

В этом аяте не имеются в виду имамы дома пророка, но указывается на то, что в исламском государстве должна быть власть и правители. Здесь мы можем ссылаться на священную сунну пророка, где существует хадис, в котором сказано: «Всякий, кто повинуется правителю, повинуется мне, всякий, кто противоречит и не повинуется ему, не повинуется мне»(«Тафсир» ибн Касир том 1, стр. 530). Конечно же, это повиновение не может быть абсолютным, без каких-либо ограничений, но оно относится только к тем случаям, когда правители не переступают дозволенные границы, т.е. только в этом случае мы должны повиноваться им. Если же эти правители переступают дозволенные границы, мы не обязаны им повиноваться. Его светлость посланник Аллаха сказал: «Нет повиновения творениям Аллаха в не повиновении Творцу»(«Дур аль Мансур» Суйути том 2, стр. 576).

 

 

Ответ:

 

1. Всевышний Аллах ясно указывает на то, чтобы мы полностью повиновались Ему, Его посланнику и обладателям власти без каких-либо предварительных условий. Утверждение о том, что повиновение «обладателям власти» имеет предварительные условия, такие как справедливость или не нарушение ими границ дозволенного, полностью противоречит внешнему смыслу Корана. Никто не имеет права без серьёзных доказательств, противоречить ясному кораническому указу. Повиновение в этом аяте указанно, без каких-либо условий, делать же комментарий, указывая на определённые условия повиновения «обладателям власти» является неправильным. Подобно тому, как считать повиновение Аллаху или Его пророку имеющим определённые условия является неправильным, также это относится и к обладателям власти.

С другой стороны, убеждение в то, что люди не должны во всем повиноваться «обладателям власти», нарушает общественный порядок в исламском обществе, т.к. возможно, правитель может один день придерживаться шариата, в другой день противоречить ему, что, в конечном счёте, может послужить смуте и бунту в стране.

 

2. Как мы уже рассмотрели во втором разделе, Всевышний Аллах во многих аятах священного Корана указывает на то, чтобы му’мины (правоверные верующие) не повиновались грешникам, лицемерам, нечестивым людям. В этих аятах указывается на то, чтобы мы не повиновались грешникам, нечестивцам и это без каких-либо предварительных условий. С другой стороны предельно ясно, что правители, руководители армиями и т.д. не защищены от ошибок. На этом основании комментарий этого аята подобным образом полностью противоречит внешнему смыслу священного аята.

 

3. Если хадис «Всякий, повинующийся правителю, повинуется мне, а противоречащий и неповинующийся ему, не повинуется мне» считать достоверным, то конечно значение его не имеет в виду тех, кто совершает ошибки и грехи пусть даже небольшие. Но имеется в виду действительные заместители посланника Аллаха, т.е. те, кто является ма’сумом[1]. Если допустить достоверность вышеприведенного хадиса, то на этом основании мы можем сделать следующий комментарий:

От Джабира ибн Самурата, передаётся хадис, что он слышал от посланника Аллаха: «Пока будут пребывать двенадцать халифов, Ислам будет велик и могуч». После чего посланник Аллаха что-то сказал, чего я не расслышал, я переспросил у отца, он ответил, пророк сказал: «И все они из курайшитов»(«Сахих» Бухари том 9, стр. 101; «Сахих» Муслим том 3, стр. 1452, 1453, раздел «аль Амарат» часть 1, хадис 7).

Как мы знаем, «двенадцать руководителей после пророка», соответствует только убеждению шиитов, которые верят в 12 имамов из семейства пророка, которые полностью защищены от любого рода ошибок. Если же хадис «Всякий повинующийся правителю повинуется мне», считать достоверным, то он имеет в виду, только имамов дома пророка и более никого. В свою очередь попытка считать «обладателями власти» тех, кто творит беззаконие и тиранию, является полностью неправильным и ошибочным. Тем более, если его сравнить с тем комментарием, который делают шииты, то он вообще не имеет никакой ценности.

 

Второй критический момент относительно «Обладателей власти»

 

Возможно, этот аят относится к правителям, которые совершают праведные поступки, т.е. этот аят можно отнести к правителям, побуждающим к добру. Кроме того, с точки зрения здравого смысла правильным было бы повиновение таким правителям.

 

 

Ответ:

 

Действительно является очень удивительным тот факт, что те, кто считает обладателями власти тех, кто побуждает к добру, тем самым, причисляя к обладателям власти всякого, кто призовёт других к совершению благого деяния, будучи руководителем государства. Такое мнение совершенно противоречит тому смыслу, которое придаёт ему священный Коран, ведь Аллах ставит в один ряд повиновение Себе, пророку и обладателям власти.

Если допустить, что обладатели власти это те, кто побуждает к добру, будучи руководителем страной, то в таком случае, возможно, что кто-то может побуждать к добру и в то же время совершать грехи и также относиться к этому аяту.

Этот священный аят Корана указывает на Имамат, и в соответствии с указами Всевышнего Аллаха исламская нация должна в период разногласий и противоречий все спорные проблемы возвращать Аллаху и Его посланнику. Поистине, наши непорочные имамы являются наилучшими правителями, побуждающими к добру.

Конечно, может возникнуть вопрос, что имамы за исключением его светлости Али и имама Хасана не правили государством, почему же их мы называем правителями? Надо сказать, что и посланник Аллаха многие годы не был официально правителем, однако для его последователей, он всегда и во все времена был и остаётся руководителем.

 

Третий критический момент относительно шиитской версии

 

В этом аяте под «обладателями власти» имеются в виду сподвижники посланника Аллаха, четыре праведных халифа и руководители армиями, которые также были сподвижниками пророка.

 

 

Ответ:

 

1. На основании аятов Корана, достоверных хадисов и исторических фактов сподвижники посланника Аллаха не были защищены от ошибок. Конечно, положение сподвижников очень высоко, однако это никак не может указывать на тот факт, что сподвижники никогда не допускали ошибок и просчётов. История является свидетельницей того, что многие те, кто претендовали на титул сподвижника, после смерти дорогого пророка, совершали преступления и переходили границы, установленные Аллахом.

Сам священный Коран разделяет сподвижников на несколько групп:

1) Сподвижники, преданные делу пророка;

В Коране мы читаем: «А опередившие, первые из выселившихся и ансаров и те, которые следовали за ними, в благодетельствовании: доволен ими Аллах и они довольны Им. И уготовал Он им Сады…»(9:100)

2) Сподвижники с больными сердцами и грешники;

Аллах говорит в Коране: «И вот говорили лицемеры и те, в сердцах которых болезнь: «То, что обещал вам Аллах и Его посланник, только обман»(33:12).

Нет никаких сомнений, что этот аят не относится к Абу Лахабу или Абу Суфьяну - врагам посланника Аллаха, но относится к определённой группе людей, которые были рядом с пророком, выдавая себя за искренних сподвижников.

3) Лицемеры;

а) Явные лицемеры

Аллах говорит: «Когда приходят к тебе лицемеры они говорят: «Свидетельствуем, что ты - посланник Аллаха». Аллах знает, что ты - Его посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры – лжецы»(62:1).

б) Тайные лицемеры

Аллах говорит: «А среди бедуинов[2], что вокруг вас, и жителей Медины есть лицемеры, они упрямы в лицемерии. Ты их не знаешь, Мы их знаем»(9:101).

На основании священного Корана сподвижников пророка можно разделить на группы:

1) му’минов (праведных и преданных пророку сподвижников);

2) людей с больными сердцами;

3) грешников;

4) лицемеров.

Священный Коран, когда восхваляет сподвижников посланника Аллаха, то имеет в виду первую группу. История Ислама также свидетельница того, что некоторая группа из сподвижников была до конца предана идеям посланника Аллаха и его завещанию. Однако большая группа из тех, кто считал себя сподвижниками, последовали за страстями и обольстились этим временным миром, в результате чего была предана забвению священная сунна посланника Аллаха. Некоторые из этих людей поднялись войной на своих же братьев, впоследствии чего, среди мусульман появилась смута, разногласия и противоречие. Все эти факты свидетельство того, что сподвижники не были защищены от ошибок.

На этом основании как возможно тех, кто совершает ошибки и грехи считать обладателями власти? Как возможно тех, кто совершает ошибки ставить на один уровень повиновения Аллаху и Его посланнику? Кроме того, мы уже отмечали выше, что Аллах запретил повиновение тем, кто не является защищённым от ошибок. Если посланник Аллаха назначал кого-либо руководителями армиями, то повиновение этим руководителям было обязательным. Но это только по приказу посланника Аллаха.

 

Четвёртое критическое мнение относительно обладателей власти

 

На основании мнения многих из суннитских муфассиров (комментаторов), понимаются прежде всего исламские учёные и факихи.[3]

 

 

Ответ:

 

Во-первых, учёные подобно другим людям не защищены от ошибок. Конечно, что касается их знаний то, надо сказать, что они превосходили простых людей знанием исламского права, однако это не достаточно, чтобы занимать столь важное место в исламском государстве, как руководство страной. Кроме того, мы знаем, что многие из этих учёных предавали интересы веры, и за высокое положение при дворах правителей, трактовали исламские законы в интересах угнетательского режима.

Шейх Туси относительно подобной критики говорит: «Мнение тех, кто считает под обладателями власти исламских учёных, противоречит действительности. В таком случае, смысл этого аята был бы следующего содержания: «Повинуйтесь обладателям знаний и власти», в то время как учёные не имеют политической власти»(Табийян фи тафсир аль Куран» том 3 стр. 336). Как известно в большинстве случаев некоторые учёные сторонились политики, шейх Туси прежде всего имеет в виду то, что факихи были лишены права на политическую власть.

Как свидетельствует история, факихи не считали себя теми, к кому относится этот аят. Только Ахл аль Байт (люди дома пророка) объявляли, что этот аят относится к ним, в третьем разделе мы рассмотрели некоторые из этих хадисов.

 

Пятая критика шиитской версии

 

По мнению некоторых из суннитских учёных этот аят относится к «Ахл хил ва акд», т.е. из-за отсутствия возможности познать индивидуально каждого непорочного руководителя этими руководителями считаются правители и руководители армиями, учёные и другие люди, которые имеют вес в государстве. Другими словами, они все вместе имеют качество не ошибаться по отношению к делам, относящимся к Исламу.

 

 

Ответ:

 

Как было сказано ранее, этот аят ясно указывает, что «обладатели власти» должны быть защищены от различного рода ошибок, и это качество никак нельзя отнести к тем, кто имеет вес и авторитет в государственной системе. Каждый, из представителей обладателей власти «Ахл хил ва акд» в отдельности не имеют «исмата» (защищенности от грехов). Удивительно то, что, признавая тот факт, что каждый в отдельности из таких людей не защищён от ошибок в целом, объединившись, они могут обладать качествами «исмата»?!

Конечно же, и объединившись, они не могут быть защищены от ошибок. И на этом основании повиновение им не является обязательным. Исторические факты наглядно показывают, что на протяжении всей истории мы ещё не были свидетелями, чтобы люди собравшись вместе, были бы способны принимать только правильные решения.

 

Шестой критический момент относительно шиитской версии

 

Некоторые из суннитских учёных считают: если «обладатели власти» это – Имамы дома пророка Ислама, тогда почему их имена не приведены в священном Коране. Если бы их имена были бы приведены, тогда не было бы столько разногласий между мусульманами.

 

 

Ответ:

 

1. На основании убеждений мусульман (шиитов-имамитов), священный Коран защищён от различного вида искажений и изменений.

Признавая не искаженность священного Корана, мы с другой стороны видим, что Коран в открытой форме не упоминает имена священных Имамов дома пророка.

2. Тот факт, что их имена не приведены в священном Коране, свидетельствуют о божественной мудрости. Всевышний Аллах, всякое действие и своё желание не осуществляет без определённой цели. Исламская нация не имела достаточной духовной подготовки для того, чтобы спокойно воспринимать тот факт, что имена непорочных имамов и в особенности имя Али ибн Аби Талиба содержалось в небесной Книге. История свидетельница, как некоторые из сподвижников выразили своё недовольство и негодование по поводу назначения Али заместителем пророка в день «Гадир Хум» после прощального паломничества(«Аль Мизан фи тафсир аль Курана» том 20, стр. 79- 80). Кроме того, близость Али к посланнику Аллаха, а также его заслуги пред Исламом, были другой причиной злобы и даже ненависти некоторых арабов по отношению к Али. С другой стороны, знать Мекки, которая приняла Ислам и Ислам которых был ещё очень слабым, испытывала особую вражду именно по отношению к Али, т.к. именно от его рук погибли многие знатные мекканские язычники, дети или отцы которых не могли бы спокойно переносить тот факт, что имя Али есть в Коране.

3. Ещё в период непорочных имамов подобная критика дошла до имамов, которые дали ответ на подобные утверждения.

От Аби Басира в «Усуль Кафи» приводится, что он сказал: «Я спросил у имама Садыка о значении аята «обладатели власти», он сказал: «Имеется в виду Али ибн Аби Талиб, Хасан и Хусейн (т.к. во время ниспослания этого аята были только трое из имамов)». Я снова спросил: «Люди спрашивают, почему имя Али и его рода не упомянуто в священном Коране?» Имам ответил: «Ты им скажи, когда посланнику Аллаха был ниспослан аят о молитве, в Коране не упоминалось, о количестве рак’атов, но посланник Аллаха объяснял и разъяснял людям особенности и порядок чтения молитвы. Также, когда аят о милостыне был ниспослан пророку, особенности и сколько необходимо давать и кому давать подаяние, объяснял людям сам посланник Аллаха. Также аят о хадже был ниспослан пророку, но особенности и условия хаджа разъяснял людям сам посланник Аллаха. Аят «Обладатели власти» также был ниспослан посланнику Аллаха об Али, Хасане, и Хусейне. Посланник Аллаха изволил сказать: «Кому я покровитель, тому и Али покровитель», также посланник Аллаха сказал: «Я оставляю среди вас две ценные вещи: Коран и мой род, которые никогда не разделятся, пока у райского источника не присоединятся ко мне». Также посланник Аллаха сказал: «Они (ахл аль Байт) никогда не сведут вас с истинного пути, и никогда не введут вас в заблуждение». Затем имам добавил к сказанному: «Если бы посланник Аллаха ничего не говорил бы нам относительно своего семейства, тогда конечно роды и семьи других пытались бы присвоить себе это священное право. Но Всевышний для подтверждения речей Своего пророка ниспослал аят: «Поистине, Аллах только хочет очистить вас, семью его дома полным очищением» (33;33).

Али, Фатима, Хасан и Хусейн были в доме Умм Саламы (жена посланника Аллаха), когда пророк, накрыв их своей накидкой, обратился к Аллаху со словами: «О, Аллах! Поистине, каждый Твой посланник имел своих родных, они же моя родня и моё семейство». Умм Салама сказала: «О, посланник Аллаха разве я не из вас?» Пророк сказал: «Ты в добре, они же моё семейство»(«Усуль Кафи» раздел Худжат; Тафсир «Сафи» том 1, стр.428; Тафсир «Нур аль Сакалайн» том 1, стр. 343, 502).

 

Седьмая критика шиитской версии «Обладатели власти»

 

Некоторые из учёных говорят, что действительно можно было бы признать тот факт, что «обладатели власти» это Ахл аль Байт посланника Аллаха, однако для этого необходимы ясные указания самого пророка. В виду отсутствия такого хадиса, мы не можем говорить с уверенностью, что обладатели власти Ахл аль Байт посланника Аллаха.

 

 

Ответ:

 

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, наверно было бы правильным остановиться на двух моментах.

1. Задающий подобный вопрос, либо плохо знаком с традицией, историей и хадисами дорогого посланника Аллаха.

2. Либо, гонимый страстями, закрывает глаза на действительность.

В общем, необходимо сказать, существует множество хадисов, как в суннитских, так и в шиитских книгах, которые предельно ясно указывают на тот факт, как пророк неоднократно указывал, что его непорочное семейство Ахл аль Байт являются теми, кто имеет право на руководство исламской уммой.

Сам Коран во многих местах указывает на руководство Ахл аль Байт. См. аят «Татхир» (33;33), аят «ма’а Садикин»(9;119), аят «Вилаят» (5;55), аят «Таблиг»(5;67).

Толкование (тафсиры) этих аятов, выполненные наиболее авторитетными шиитскими и суннитскими учёными, основывающиеся на достоверных хадисах, таких как хадисы: «Сакалайн»[4], «Сафина»[5], «аль Гадир»[6] ясно указывают Ахл аль Байт, единственные, кто имеют все права на руководство мусульманами. В этих хадисах посланник Аллаха обозначил своё семейство руководителями и заместителями после себя, всякое отклонение от их пути есть заблуждение.

 

Восьмая критика шиитской версии «Обладатели власти»

 

Если допустить тот факт, что непорочные имамы дома пророка являются руководителями мусульман, тогда в период большого сокрытия Имама Махди[7], как возможно повиноваться ему в то время, как у нас нет возможности иметь с ним связь?

 

 

Ответ:

 

1. После смерти пророка исламская нация не имеет возможности поддерживать связь со своим руководителем посланником Аллаха Мухаммадом (да благословит Аллах его и род его!), однако на основании аята «Повинуйтесь посланнику», считает повиновение ему обязательным. Конечно, повиновение посланнику основывается на повиновении пророческой сунне, его словам и деяниям. Также повиновение Имамам дома пророка, в том числе Имаму Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) в этом отношении не имеет никаких проблем.

Непорочные имамы дома пророка являются единым светом Мухаммада, представляющими собой продолжение сакральной традиции, начатой библейскими пророками, т.е. того цикла авраамического дома пророков, о котором указано в Торе [8] и Евангелии.[9] В Торе мы читаем «…И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его и возвращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ». (Библия, Бытие Раздел 17, стих 20). Аллах говорит в священном Коране о неизменности Своей традиции во все времена. Аллах говорит: «По установлению Аллаха о тех, которые прошли раньше. Ты не найдешь для установления Аллаха перемены»(33:62). Поэтому имамы дома пророка Мухаммада (да будет мир с ними!) являются всего лишь продолжателями сакральной традиции Аллаха, хранителями сунны пророка, но не создают что-то новое.

История свидетельствует, что наибольшему гнёту и притеснениям со стороны угнетателей подвергались именно люди дома пророка (да будет мир с ними!). Но, тем не менее Всевышний Аллах не оставил своих рабов без духовно-политического руководителя.

На основании достоверных хадисов от непорочных имамов в период сокрытия нам дан указ повиноваться тем, кто знаком с традицией посланника Аллаха и имамов.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ДОВОДЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

 

1. Человек очень тесно связан с обществом и его развитие глубоко переплетено с общественной средой. Другими словами общество влияет на развитие человека.

2. Всякое общество нуждается в руководстве. Т.е., развитие общества зависит от руководства.

3. Непорочные имамы после посланника Аллаха имели связь с людьми.

4. Нет сомнений, что руководство в период сокрытия имама временно возложено на тех, кто знаком с традицией посланника Аллаха, и сохранил себя от грехов.

 

ДОВОДЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ХАДИСАХ

 

Его светлость Имам Хасан Аскари сказал об обязанностях шиитов в период сокрытия имама Махди следующее: «Следуйте за теми из факихов[10], кто избегает грехов, борется со своими страстями»(«Аль Ихтиджадж» Табриси, том 2, стр. 263).

Необходимость повиновения и следования указам праведных факихов (в период большого сокрытия) нам необходимо не по тому, что они являются «обладателями власти», но на основании хадисов от непорочных имамов дома пророка Ислама (да будет мир с ними!). Это подобно тому, как повиновение руководителям армий в период посланника Аллаха было приказом самого пророка, повиновение же тем, кто знаком с традицией имамов (в данном случае праведные факихи) основывается на том, что это было указом непорочных имамов, а также на основании традиции посланника Аллаха.

О, Аллах! Веди нас к Своему свету. Поистине, Ты Всемилостивый, Милосердный!

________________________

[1] Ма’сум – тот, кто защищён от ошибок и никогда не совершает грехов.

 

[2] Кораническое - «аль А’раб» т.е. арабы, переведённое Крачковским как бедуины (прим. переводчика).

 

[3] Факихи – знатоки исламского права- фикх.

 

[4] Посланник Аллаха сказал: «Я оставляю среди вас две ценные вещи, если вы будете держаться их, никогда не заблудитесь, Коран и мой род (Ахл аль Байт). Будьте же внимательны к ним после меня». Этот хадис в различных вариантах передали такие суннитские учёные, как: а) Муслим «Сахих» том 4, стр. 1847 хадис № 37, издательство Бейрута. б) Хаким «Мустадрак» том 3, стр. 109, раздел «Ма’арифату ас сахаба». в) Ахмад ибн Ханбал «Муснад» том 3, стр. 14, 17, 26, 59, изд. Дар Садр, Бейрут. г) Термези «Сунан» том 5, стр. 662, 663 и многие другие.

 

[5] Хадис «Сафина», где посланник Аллаха сказал: «Моё семейство (Ахл аль Байт) подобно ковчегу Ноя, всякий, севший в него спасётся, отказавшийся сделать подобное, погибнет». Этот хадис, привели в своих книгах такие известные суннитские учёные, как: а) Хаким в «Мустадраке» том 3, стр. 150 б) Табарани в «Му’джам аль Кабир» стр. 130, в) аль Хейсами в «Маджму аз Заваид» том 9, стр. 168, г) ибн Кутайба «аль Ма’ариф» стр. 86, Захаби «Мизан аль и’тидал» том 1, стр. 224

 

[6] Посланник Аллаха в местности «Гадир Хум» (отсюда и название хадиса) после прощального паломничества, назначил Али своим заместителем, сказав: «Кому я покровитель, тому и Али покровитель», этот хадис является в высшей степени достоверным, и его привели многие суннитские учёные.

 

[7] Мусульмане шииты–имамиты убеждены, что после посланника Аллаха руководителями мусульман должны быть двенадцать имамов один после другого, и так до двенадцатого имама Махди, который скрылся, чтобы придти в конце времён и восстановить в мире божественную подлинную справедливость. Эта вера основывается на сакральной исламской традиции, аятах Корана и достоверных хадисах посланника Аллаха и его рода.

 

[8] Первая книга Моисея Бытие Раздел 17, стих 7, 20. Бытие Раздел 25, Пятая книга Моисея ВТОРОЗАКОНИЕ. Раздел 18, Первая книга ПАРАЛИПОМЕНОН или хроник. Раздел 27.

 

[9] Евангелие от Луки раздел 9, от Иоанна Раздел 16 стих 5 – 15.

 

[10] Факихи – знатоки исламского права.

 

Страница 6 из 7«««234567»»»
По материалам сайта www.313news.net
Опубликовано: 27 Июня, 2009  20:08 Просмотров: 15165 Печать
Все статьи