Azərbaycan dilində

Обладатели власти с точки зрения шиитов и суннитов

Раздел третий

 

ОБЛАДАТЕЛИ ВЛАСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХАДИСОВ

 

После рассмотрения значения «обладателей власти» с точки зрения священного Корана, в этой части мы рассмотрим «обладателей власти» с точки зрения хадисов.

В связи с тем, что существует множество противоречивых хадисов[1] относительно того, кто подразумевается под обладателями власти, мы разделим эти хадисы на две части: суннитские источники и шиитские.

 

А) СУННИТСКИЕ ИСТОЧНИКИ

1. Приводится от Ад Даххака, что у него спросили, кому Аллах приказал повиноваться. Он ответил: «Они сподвижники посланника Аллаха»(«Дур аль Мансур» Суюти том 2, стр. 575).

2. От Малика приводится, что он сказал относительно обладателей власти: «Они - Абу Бакр, Умар, Усман, Али и ибн Мас’уд» («Дур аль Мансур» Суюти том 2, стр. 575).

3. Ибн Аббас сказал: «Они – (улил амр) обладатели знаний» («Дур аль Мансур» Суюти том 2, стр. 575).

4. Ибн Маймуна ибн Махран: «Они - руководители военными армиями» («Дур аль Мансур» Суюти том 2, стр. 574).

5. От Маджахида приводится предание о том, что «Они – учёные» («Дур аль Мансур» Суюти том 2, стр. 574).

6. От Акрамы приводится хадис , что обладатели власти – это «Абу Бакр и Умар» («Дур аль Мансур» Суюти том 2, стр. 574).

7. От Амрана ибн Хасина приводится хадис, что посланник Аллаха сказал: «Нет повиновения в грехе» («Дур аль Мансур» Суюти том 2, стр. 577).

8. От Али приводится хадис, что посланник Аллаха сказал: «Нет повиновения в грехе» («Дур аль Мансур» Суюти том 2, стр. 577).

9. От Имама Садыка приводится хадис, восходящий к посланнику Аллаха, что он сказал: «Обладатели власти это имамы из моего семейства (Ахл аль Байт)» («Янаби’a aл Мавадда» том 1, стр. 135).

 

Б) ШИИТСКИЕ ИСТОЧНИКИ

1. От Джабира Джуфи приводится хадис, что он говорит: «Я спросил у Имама Бакира (да будет мир с ним!) об аяте «Повинуйтесь … обладателям власти среди вас», его светлость сказал: «Они - заместители посланника Аллаха»(Тафсир Айяши том 1, стр. 249, хадис № 168; Тафсир «Бурхан» том 2, стр. 261 хадис № 17).

2. От Аби Джа’фара (Имама Бакира) (да будет мир с ним!): «Этот аят был ниспослан об Али ибн Аби Талибе»(Тафсир «Фират» аль Куфи стр 119, хадис № 112).

3. Хадис от Аби Джа’фара, что он сказал: «Обладатели власти – люди дома пророка» (Тафсир «Фират» аль Куфи стр 119, хадис № 112).

4. От имама Бакира (да будет мир с ним!) приводится хадис, что он сказал: «В этом аяте под «обладателями власти» имеемся в виду мы (Ахл аль Байт), и все му’мины обязаны повиноваться нам, и так до Судного дня»(«Аль Усуль мин аль Кафи» книга «Худжат» том 1, стр. 276).

5. От Аби Джа’фара (да будет мир с ним!) приводится хадис, что он сказал: «Имеются в виду имамы из рода Али и Фатимы»(«Камаладдин ва тамам ан Ни’ма» стр. 213).

6. От Аби Джа’фара приводится хадис, что он сказал: «Этот аят был ниспослан о Али и имамах из его рода, Всевышний Аллах избрал их на место пророков, но они (имамы) ничего не делают запретным и дозволенным. (т.е. не создают новые законы), но призваны охранять от нововведений и заблуждений законы, ниспосланные Всевышним Аллахом Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!)

7. От имама Садыка (да будет мир с ним!) приводится хадис, в котором имам сказал: «Мы (Ахл аль Байт) являемся теми, кому необходимо повиноваться (т.е. следовать нашему пути)»(«Аль Усуль мин аль Кафи» том 1, книга «Худжат» раздел «фараду та’атаху аль а’има». Хадис № 6).

8. Имам Риза (да будет мир с ним!) сказал: «Мы (Ахл аль Байт) - довод Аллаха среди Его творений и мы халифы (наместники) среди рабов Аллаха, мы верные и надёжные по отношению к тайнам Аллаха, мы - слово богобоязненности и прочная опора Аллаха»(«Камаладдин ва тамам ан Ни’ма» стр. 195, хадис № 6).

 

От Джабира ибн Абдаллы Ансари приводится, что он сказал: « Когда пророку был ниспослан аят «О, вы, которые уверовали, повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателями власти среди вас», я спросил: «О, посланник Аллаха! Мы познали Аллаха и Его посланника, но кто же они обладатели власти, которым Аллах обязал нас повиноваться?» Посланник Аллаха сказал: «О, Джабир они мои заместители и имамы мусульман после меня. Первым из них является Али ибн Аби Талиб, вторым Хасан, после него Хусейн, Али ибн Хусейн, Мухаммад ибн Али, названный в Торе «Бакиром»[2]. Джабир! Ты доживёшь до его времени, передай же ему от меня приветствие! После него будет Джа’фар ибн Мухаммад, Муса ибн Джа’фар, Али ибн Муса, Мухаммад ибн Али, Али ибн Мухаммад, Хасан ибн Али, затем тот, чьё имя и титул подобны моему имени и титулу. Он довод Аллаха на земле, остаток[3] Аллаха среди Его рабов, он сокроется от своих последователей и никто не сохранит свою веру в скрытого имама кроме тех, чьё сердце испытано верой»(«Камаладдин ва татам ан Ни’ма» стр. 241, хадис № 3).

Как видно из хадисов, кроме хадисов из книги «Янаби’а аль Мавадда» Кандузи (Ханафи), между хадисами шиитов и суннитов существует большая разница и невозможно найти общую позицию. То, что мы можем вывести из хадисов суннитов, так это то, что хадисы (т.е. мнение сподвижников и табеинов) по мнению и убеждению шиитов, являются доводом только тогда, когда они будут совпадать с хадисами от непорочных имамов дома пророка. На этом основании высказывания сподвижников, приведённые как доводы в суннитских книгах, не имеют ценности и не являются доказательством для шиитов. Кроме того, необходимо отметить тот факт, что эти хадисы (относительно обладателей власти, записанные в суннитских книгах) противоречат Корану. Если допустить, что под обладателями власти подразумеваются сподвижники пророка Ислама, ученые или командующие армиями, а с другой стороны ясно, что эти люди не защищены от ошибок, и поэтому всякий, будучи подверженным порокам, не может иметь права на обладателя власти. В связи с тем, что выше мы указали на аяты священного Корана, призывающие нас отстраняться от повиновения нечестивым и грешным людям необходимо сказать относительно суннитских хадисов следующее:

1. Известно, что сподвижники пророка, а также исламские ученые, руководители армий не были защищены от возможного допущения ошибок, даже как свидетельствует история, некоторые из них особенно до принятия Ислама совершали большие грехи и нечестивые поступки.

2. Всевышний Аллах во многих аятах священного Корана приказывает нам не повиноваться грешным и нечестивым людям.

3. На этом основании выше приведённые группы людей не могут быть теми, к кому относится значение - обладатели власти, т.к. Аллах поставил на один уровень повиновение Себе, Своему пророку и обладателям власти.

Кроме того, как известно в этом священном аяте Всевышний Аллах указал на непорочность посланника Аллаха, сказав: «Повинуйтесь посланнику», в контексте данного аята не обосновываются, какие-либо рамки повиновения, что указывает на необходимость повиновения абсолютно во всём. Это же в свою очередь указывает на то, что посланник Аллаха защищён от ошибок и каких-либо грехов, т.к. в противном случае Аллах, хвала Ему и величие, приказывал бы своим рабам повиноваться пророку в том, в чём тот может ошибиться или совершить незначительную оплошность. Это же недопустимо по отношению к Аллаху. Следовательно, посланник Аллаха является непорочным, и это также относится к обладателям власти. В священном аяте, указывается на необходимость повиноваться обладателям власти, без каких-либо ограничений, это указывает также на то, что обладатели власти должны быть непорочны, и защищены от каких-либо ошибок, это же противоречит положению сподвижников, исламских учёных и руководителей армий.

______________________________

[1] Противоречия между хадисами во многом имеет политическую подоплёку, т.к. многие хадисы создавались в период неправедных режимов с целью создать легитимность этим анти-исламским правителям.

[2] «Бакир» - рассекающий, раскалывающий т.е. бук. раскрывающий подлинные, божественные знания.

[3] «Остаток Аллаха» – в коранической традиции «бакийятуллах». (Сура 11, аят 86)

 

Страница 4 из 7«««1234567»»»
По материалам сайта www.313news.net
Опубликовано: 27 Июня, 2009  20:08 Просмотров: 15163 Печать
Все статьи